http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

СООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ ИХ СУЩНОСТЬ, РАЗЛИЧИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Исследование историко-генетического аспекта процесса формирования нового научного знания, преемственности и изменчивости в науке поставило перед исследователями проблему определения так называемых «ни истинных, ни ложных» конструкторов, теорий и картин мира. В этом аспекте в естественно научной и филосовской литературе накоплен значительный фактический материал, требующий своего филосовского осмысления [1].
В литературе высказывается мнение, что из перечисленных 15 теорий по меньшей мере около 14 неверны и что они являются «ни истинными, ни ложными» Так, Н.К. Вахтомин пишет: "...оказывается, существует такое знание, о котором нельзя сказать истинное оно или ложное[2]«. Интересно, что в качестве критерия выделения такого рода теорий автором рассматривается практика.
Научная практика — наблюдение и экспериментально-измерительная деятельность, уровень ее развития является причиной возникновения „ни истинных, ни ложных“ конструкторов и теорий. Ее дальнейшее развитие приводит к тому, что „ни истинное, ни ложные“ элементы научного знания становятся или истинными, или ложными, или вообще не используются в науке.
Так, в генетике в свое время понятие гена было введено как „чистый“ конструкт, не имеющий референта. Его много раз пробовали выбросить как надуманное, в настоящее время он превратился в эмпирический термин, имеющий истинное значение. На противоположный момент — рассмотрение „ни истинных, ни ложных“ элементов в качестве ложных, указывал В.П. Бранский. Такой подход вызван прежде всего господством практически во всей предшествующей науке статистическим подходом и соответствующим ему многовековым существованием двухзначной логики, исследующей готовое знание, традиции которой переносятся и на процесс формирования научного знания. Этот же подход является адекватным при анализе результатов познавательного процесса. Действительно,»ни истинные, ни ложные" конструкты картины мира или подтверждаются экспериментально-измерительной деятельностью и становятся истинными или опровергаются и отбрасываются в качестве ложных.
В.П. Бранский обращает внимание на неправомерность традиции, согласно которой «ни истинные, ни ложные» теории рассматриваются в качестве ложных (заблуждений). Срого говоря, если не вводить различение традиционной, старой и новой (постпарадигмальной), прежде всего, научной практики, то, если теория принимается за истинную, а не является таковой в действительности, то это говорит или об отсутствии проверяющей практики, или об ее ограниченном характере, но не о подтверждении данной теории существующей практикой, ибо только последнее давало бы основание для рассмотрения ее в качестве объективной истины.
Установленная таким образом «объективная истинность» некоторых теорий, вполне может оказаться заблуждением и направить исследователя по ложному пути. Гораздо более привлекательным представляется другой вариант, когда устанавливается, что экспериментально-измерительная практика молчит, и ее функции выполняют вторичные критерии истины — это говорит исследователю, что гносеологический статус используемых элементов научного знания остается неопределенным и требуются усилия для осуществления проверки.
Как представить такое явление — информация начинает видеть саму себя. Под этим можно понимать сознание. Сознание это конечный результат эволюции. Как назвать основной процесс, способствующий появлению смысла? Видимо над тем, что мы называем информацией, надстраиваются различные надстройки духовного порядка. Видение внешнего мира связано с различными ценностями. В психике центральный процесс — это управление? Нас опять же интересует — какие процессы в психике способствуют появлению смысла. У животных над значимыми ценностями, говорящими об опасности, голоде, оценке обстановки и т.д. надстраивается облако (особое пространство), которое усиливает это сознание, что способствует появлению сознания. Какова здесь роль информации? Человек после рождения приобщается к полю сознания, где ему все известно при помощи смысла (я и ты). Когда он видит дом он знает для чего он построен. Но человек часто оказывается перед неизвестным. Но для того, чтобы объяснить это неизвестное, у него в запасниках имеется готовое поле смысла. При чтении смысла человеку все ясно. То, что понимается под неизвестным, человеком не воспринимается. Происходит уточнение, углубление смысла уже известного.
В научной литературе обращается внимание на условность граней в познании. Так, В.С. Барашенков пишет: "элементарность с истории науки рассматривалась либо как временный, исторически условный, но достаточно устойчивый рубеж достигнутого знания, или как конечный предел иерархии структуры материи[3]. Даже В.А. Лекторский отмечает,что в настоящее время выдвигаются идеи о том, что условно дана граница между организмом и внешней средой, между «внутренним» и "внешним[4]".
Условность связывается с открытостью понятия, незавершенностью его содержания, которое характеризует гибридные теории, умозрительные конструкции. "Открытость понятия, — пишет В.С. Швырев, — то есть известная незавершенность его содержания, допустимость применения его в новых эмпирических контекстах, возможность введения новых интерпретационных предложений по отношению к данному теоретическому термину может... как расширение условного содержания термина[5]".Условность определения термина возникает при гештальт-переключении; в момент выхода старой теории, понятия за пределы, в рамках которых они подтверждались практикой и рассматривались в качестве истинных.
Для понимания механизмов сознания можно привести такие аналогии — сознание можно сравнить с освещенным местом в мозгу, а бессознательное с темными местами. Когда тенденция попадает в светлое место, то можно сказать, что она осознается[6]. Сознание и реальность не совпадают и обладают разными закономерностями. Несовместимость сознания и реальности увидел Платон.
Поле абстракции само по себе, без оценки ценности и т.д., не имеет смысла. Смысл возникает, когда понятие встречается в реальности, возникает возможность обозначить предмет. Неизбежность смысла или понимания возникает тогда, когда человек встречается с неизвестным. Здесь возникает парадокс, когда человек видит неизвестное, но понять, овладеть им не может. Также смысл может возникнуть, если неизвестное сравнивается с известным. Но бывают ситуации, когда это невозможно. Смысл возникает по аналогии с раскрытием и осознанием новых ценностей. Движение сознания связано с раскрытием новых смыслов понятий и категорий. То есть, значение при движении всегда обновляется, возникают новые обстоятельства, которые требуют нового осмысления — это и есть то. Что мы называем движением сознания.
Важнейшим понятием современного социально-философского описания культуры является понятие концепта. "Концепт, — пишет Ю.С. Степанов, — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее[7]«.И хотя российский исследователь не первый, кто применяет понятие концепта для характеристики структуры и содержания культуры, его инновация очевидна. Лукьянов Г.И. Тюленев В.А. видят, что Степанов настаивает на том, что концепт есть результат интеграционной седиментации гетерогенных социокультурных феноменов, то есть процесса „осаждения“ социально значимых фрагментов культур прежних исторических эпох[8 ].
В логике данного подхода сущность человека рассматриваем как интегральную целостность, которая проявляется через диалектическое единство биологического, социального и духовного. Такое понимание уже изначально ориентирует исследователя на „уход“от однородности или вульгаризации, мистики, субъективизма и догматизма в понимании биологического, социального и духовного. Биологическое — состояние здоровья, психофизические природные качества, сила, уровень координации и ловкость, темперамент, эмоциональная устойчивость, интеллектуальные задатки, креативные свойства ума и т.п.Под социальным понимаем уровень образования, объем знаний, воспитанность, коммуникабельность, инициативность в деятельности, отношение к общественным материальным и духовным ценностям культуры, нравственная воля к самообучению и саморазвитию. Духовное рассматриваем как базовые смыслы самоопределения человека как целостности. Духовное как сторона антропологического процесса (мышление, речь, память, самосознание и самоопределение в смыслах жизни и труда, нравственные идеалы, ценности бытия т.д.), стало следствием расширяющейся и усложняющейся трудовой деятельности, развития коммуникативных вербальных связей и отношений между людьми, их объединениями и организациями. Каждый из выделенных элементов трансформируется с каждым и вносит „свое“ особенное в проявление универсального многообразия сущностных свойств и качеств человека.
Если мы учтем все эти аспекты, то получим достаточно полное понятие свободы. Человек свободен тогда, когда он исходит в своих действиях из „необходимости собственной природы“, а не из чуждой ему необходимости, не из внешнего принуждения. Познание необходимостей и господство над ними — не сама свобода, а условия ее достижения. Суть же свободы — в автономии деятельности, в независимости от препятствий, мешающих реализации собственных потребностей и желаний человека, т.е. в самодетерминации. Самодетерминация связана с осознанием индивидом целей и ценностей собственной жизни и деятельности, вытекающих из его потребностей. (При этом надо иметь в виду не только его узколичные, но и социально-обусловленные потребности, ибо человек -общественное существо).
Только в Церкви человеку открывается мир не как суммарное множество взаимоисключающих частей, которые человек призван объединить а posteriori, но как единое целое, которое кафолически, нераздельно выражается в каждом конкретном Бытии, а сам человек начинает осуществлять кафолическое присутствие в мире — ипостась, которая есть подлинная личность.
Современное социальное воспроизводство в обществе включает несколько уровней: репродуктивный, социально-экономический, идеологический, очевидно, что именно женщины играют центральную роль в данных процессах.
Репродуктивная функция женщины становится решающей в деле воспроизводства человеческого рода. Материнство остается пока одним из немногих социальных институтов, которого процесс модернизации коснулся в наименьшей степени, хотя процесс развития репродуктивных технологий в странах Запада меняет сегодня само представление о законах биологического воспроизводства. В развивающихся странах с переходной экономикой демогрфические проблемы и проблемы репродуктивных прав также выходят на первый план. При этом женщины перестают быть пассивным объектом демографической политики государства и все активнее отстаивают собственные интересы.
Женщина — мать ассоциируется с выполнением большей части работы внутри домашнего хозяйства и с обслуживанием членов семьи, как детей, так и взрослых. В экономических терминах это можно обозначить как существенный аспект воспроизводства рабочей силы. В современной экономике, где фактор качества рабочей силы и, соответственно, роль инвестиций в ее воспроизводство приобретает решающее значение, неизбежно встает вопрос о том, кто будет нести связанные с этим издержки. Оказывается, что несмотря, на возрастающую роль рынка и государства как институтов социального воспроизводства и его определенную реструктуризацию, семья (женщины) по прежнему несет основное бремя этих издержек. Семья остается в любом обществе важнейшим институтом социализации нового поколения, роль женщин в культурном воспроизводстве социальной системы, нации и класса возрастает.
Как показывает Ильиных С.А. — А. Юрчак выделил два основных типа историй в отечественной рекламе: романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занятый напряженным делом. Обычно он выглядит как борец (политика, спорт, бизнес). Благодаря своим знаниям, уму, ловкости, смелости он выходит из этой борьбы победителем[9 ].
Женщина не только не принимает в ней участие, но попросту отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. Настоящая женщина в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Следовательно, все сремления женщины направлены на то, чтобы на нее обратили внимание и по достоинству оценили ее старания.
В „семейном“ типе рекламных историй деятельность женщины ограничивается семьей. Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома. В таких роликах женщины энергично обсуждают преимущества того или иного продукта, соревнуются в практичности, активно дают советы друг другу.
Основными институтами социального воспроизводства, взаимоотношения между которыми и задают его особенности в различных обществах, являются: семья, рынок (тип производства) и государство.
Большое внимание уделено положению молодежи в обществе, которое во многом определяется сложившейся ситуацией в политической, экономической и социальной жизни страны. Духовная жизнь современного российского общества характеризуется мозаичностью, отсутствием единой оценки происходящего и переоценкой ценностей, стремлением к выработке молодежью самостоятельного представления о будущем, смысле и цели жизни. Духовный облик студенчества формируется в обстановке расширения свободы его деятельности, роста потенциальных возможностей для социального становления молодежи, ее самостоятельности и инициативы. Этим определяется в значительной мере и особенности молодежной культуры, гражданские аспекты которой составляют позитивную основу молодежной политики. В процессе переустройства нашего общества все формы и средства работы со студенческой молодежью казалось безнадежно устаревшими.
Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом факторов, первенствующее место среди которых принадлежит историческому, социальному и экономическому.
Одно из важнейших направлений по родительскому просвещению — это работа с подрастающим поколением. Подготовка молодежи к родительству, формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям — одним из важных аспектов воспитания подрастающего поколения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Научные исследования:информация, анализ, прогноз: Р-34 монография; под общей редакцией профессора Н.С. Катуниной. -Книга 47. Москва: Наука информ; Воронеж: ВГПУ, 2015. -8
2.Вахтомин Н.К. Практика-мышление-знание. -М.:Наука,1978. -С.96
3.Барашенков В.С. Элементарность и проблема структуры микрообъектов Эйнштейн и философские проблемы физикиx XI века. -М.:1979. С.232.
4. Лекторский В.А. Философия и исследование когнитивных процессов. В кн.: Когнитивный подход: философия, когнитивная наука,когнитивные дисциплины. -М.:»Канон+",2008, с.13. В.С. Швырев утверждает: «...условность проявляется в частности в том, что любое теоретическое положение может в принципе оказаться и обычно оказывается в конечном счете, при развитии научных знаний неверным или неточным». Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.:Наука, 1978. С.225.
5.Швырев В.С. Указ. соч. с.180. Положение об условном определении терминов можно найти и у других авторов. Так, Е.К. Войшвилло и А.Л. Никифоров пишут: «Дескриптивные термины, добавляемые к эмпирическому языку должны вводиться или с помощью явных определений или посредством условных определений в терминах наблюдения... термины, вводимые условными определениями, относятся скорее к „расширенному“ эмпирическому языку, а не к эмпирическому языку в узком смысле». Войшвилло Е.К., Никифоров А.Л.Проблема взаимоотношения эмпирического и теоретического знания. В кн.: Диалектика научного познания. -М.:Наука,1978. С.411.
6. Андренов Н.Б. Об элементах смыслообразования; под общей ред. профессора О.И. Кирикова. -Книга 8. — Москва: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2015. С.20
7.Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры.М.:Академический проект, 2004. С.43
8.Лукьянов Г.И., Тюленев В.А. Корпоративная культура как особый тип субкультуры; под общей редакцией профессора Н.С. Катуниной. -Книга 48. -Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука информ, 2015. С.16
9. Ильиных С.А. Гендерное измерение культуры в контексте социологии управления; под общей редакцией профессора О.И. Кирикова. -Книга 54. -Воронеж: ВГПСУ; Москва: Наука информ, 2017.С.19.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 05.10.2018 — 21:49

Мета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных