http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Гражданское общество представляет собою сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор, при этом без общих интересов и столкновений в них общество немыслимо, так как именно, на основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов и их объединений. Гражданское общество — это такое состояние общества, при котором человек считается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы, а государство, способствуя развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, при этом государственная и общественная жизнь основывается на праве, демократии и справедливости. Выбирая такой подход, выделим основные признаки гражданского общества это: во-первых, свобода; во-вторых, открытость; в-третьих, плюрализм; в-четвертых, правовой характер; в-пятых, самоуправляемость и саморазвитие.
Для характеристики широкого круга организованных форм общественной активности в научной литературе и правовых актах используется понятие «общественные объединения». Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан и объединившихся на основе общности интересов [1]. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения. Обладая рядом общих признаков (добровольность, преднамеренность создания, самодеятельность и т.д.), эти типы общественных объединений отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организационной оформленности.
Для того, чтобы рассмотреть политическое участие общественных объединений, необходимо обратиться к понятию политической системы общества, которая представляет совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру: государственный аппарат; социальные объединения; граждане. В свою очередь, эти субъекты выступают представителями более общих, неформализованных групп людей – классов, элит, наций, массовых социальных общностей. К последним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.
Основной функцией политической системы общества является организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
Главный принцип демократической политической системы – политический плюрализм, предполагающий многообразие участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников. Политический плюрализм закреплен в Конституции России и характеризуется идеологическим многообразием, когда никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; наличием политического многообразия, многопартийности, легальной оппозиции правящей государственной элите; равенством социальных объединений перед законом; отделением церкви от государства, когда никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения.
Неурегулированность соответствующих процессов свидетельствует о дисфункциях основных функций политической системы.
Так, к примеру социализирующая функция способствует освоению гражданами современных форм политической и правовой культуры, социокультурных ценностей, расширяет сферу деятельности граждан, их возможностей структивно влиять на политико-правовые процессы.
Фактически, неуспех социализации и аккультивации граждан препятствует вовлечению в современные модернизационные процессы[2]. Гражданское неповиновение –особый институт, который путем неповиновения, давления и лоббирования способствует взаимодействию государства и общества.
По мнению Деметрадзе М.Р. гражданское неповиновение – это добровольные общественные ассоциации людей, организующиеся с целью артикуляции, агрегации социальных интересов различных категорий групп общества, для защиты своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты гражданского общества и государства.
В рамках гражданского неповиновения могут возникнуть такие группы интересов, как женские общественные движения, предпринимательские союзы, молодежные ассоциации, фермерские, рабочие движения по защите достойного уровня жизни, прав национальных меньшинств и т.д., основанные на социально-экономических и политико-правовых интересах.
В основе гражданского неповиновения лежат две составляющие – интересы и давление, причем интересы – это социальная основа движения, а давление – средство выражения интереса. Они ставят перед собой задачу не завоевания, удержания и осуществления власти, а изменения политических процедур и процессов в интересах граждан, т.е. добиваются таких политических решений, которые соответствуют их интересам.
Г. Гегель писал, что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играют главную роль[3].
Политические интересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическую проблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов.
В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение[4].
Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности[5].
Среди многочисленных уже сложившихся теоретических подходов к изучению проблем развития гражданского общества в современной России можно выделить два основных. Сторонники первого делают акцент на исследовании «количественных» характеристик гражданского общества: рассмотрении процессов формирования институциональной структуры современного российского гражданского общества, анализе состояния, функционирования и динамики его субъектов. Приверженцы второго, напротив, рассматривают «качественные» параметры гражданского общества, образующие его субъективную сторону[6]. К этим «качественным» параметрам относятся ценностные ориентации и социально-психологические установки граждан, национальные и политико-культурные традиции, исторические формы взаимоотношений личности, государства и общества, способы политического участия. Данные элементы образуют некий «социальный» потенциал, который непосредственно определяет всю специфику становления и развития гражданского общества. Причем в условиях трансформационных процессов, которые характерны и для современной России, «качественные» параметры приобретают особую значимость, определяя степень и характер «демократизации гражданского общества»[7].
Политическое участие в бихевиоральной политологии определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функционирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно и опосредованно.
Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакции, импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан (участие в митингах, пикетированиях и т.д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими лидерами в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений. Следует также признать, что потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политической системы, и самого человека.
Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе, теоретически, такое участие – всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан и находящихся в их непосредственной компетенции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства гражданственности.
Другим необходимым условием демократического участия является относительно равномерное распределение среди различных членов общества таких ресурсов реального политического участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений и лиц, принимающих эти решения, свободное время, реальный доступ к средствам массовой информации и т.п.
Важнейшими агентами, одновременно, посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия – выборы, и шире, избирательные компании.
Политическое участие как социальное явление: теоретико-методологические основы исследования посвящены работы С. Вербы, М. Гоэла, Г. Алмонда, Р. Даля, Р. Кловарда, М. Конвей, Л. Милбрайта, Р. Миллса, С. Липсета, Ф. Гринстайна, А.И. Ковлера, И.А. Маркеловой, В.В. Смирнова, Досиной Н.В.
Но сегодня, при обилии технологии управления и механизмов государственного регулирования жизни социума, к сожалению, пока не существует базиса для развития объединительных процессов, предполагающего наличие как минимум двух факторов: целостного концептуального и информационного пространства, как основы коммуникации разнородных социальных групп; единой национальной идеи, устремляясь к которой, общество сможет начать двигаться в одном стратегическом направлении.
Женские общественные организации, в силу специфики системы ценностей и целеполагания, присущих женщинам, находятся на острие решения наиболее актуальных социальных проблем к числу которых, в современных условиях, относятся: проблемы выживания, адаптации, поддержание жизнеспособности и сохранение здорового генофонда нации. Проблемный спектр определил такие области интересов женских общественных организаций как образование, оздоровление, экология и др., так и новые сферы деятельности, относящиеся к общественной и государственной политике, законодательству, экономике и пр.
В современных условиях наблюдается достаточно много противоречий в отношениях социальных групп, вызванных устойчивостью прежних, исторически сложившихся, форм взаимоотношений и потребностью в их изменении, продиктованной уже изменившимися экономическими, политическими, правовыми и другими условиями. В словаре по политологии социальная группа определена как «любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями; совокупность людей, объединенных каким-либо общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования…»[8]
Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Они не являются «филиалами» государства, это самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции и свое значение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных объединений, причем действующих не изолированное, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке. В основе понятия участия общественных объединений, в том числе женских общественных объединений в политической жизни общества лежит представление, согласно которому без широкого участия, соответственно без обеспечения шансов для их участия в принятии решений, невозможно достижение общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского общества.
Термин феминизм (от латинского слова femina – женщина) впервые был использован Э. Росси в 1895 году. В настоящее время существует множество определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире – как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Понятия биологического и социального пола, сексуальности составляют базис феминизма. Именно эти понятия, вернее, их неправильная, исторически искаженная трактовка, по мнению представителей данного течения, предопределяют неравное положение мужчин и женщин в обществе, их социальные роли и сложившееся историко-культурное разделение труда[9]. Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения[10].
В социологии выделяются три основных исследовательских направления, развившихся в результате женского движения: 1) либеральный феминизм – поло-ролевой подход, 2) радикальный феминизм – исследования женщин, 3) конструктивизм – гендерные исследования[11]. Эти направления в настоящее время существуют в рамках научного сообщества.
Анализируя властные взаимозависимости и иерархии структур власти и подчинения, систем доминирования в рамках политических, экономических, правовых, гражданских институтов, внутрисоциальных групп, на межгрупповом и межличностном уровне обратимся к понятию «гендер» и «гендерные отношения».
Многие авторы обращаются к понятиям «гендер», «гендерный фактор», «гендерный подход», к анализу политических явлений и процессов. Надо заметить, что понятие «гендер» является в определенной степени порождением английского языка и практически не имеет прямых аналогий в традициях языков романской группы. Рассмотрение французского термина «Ie qenre», который может быть употреблен в отношении человечества как единого целого «Ie qenre humain», также позволяет ощутить его культурную специфику, а значит, его непереводимость[12]. Употребление понятия современной социальной наукой связано с различием понятий «пол» и «гендер» (gender). Традиционно первое из них используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считается фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Признано, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий.
Современное российское общество необходимо рассматривать как представленное двумя гендерными группами, взаимоотношения между которыми развиваются подчас весьма многогранно и даже противоречиво – от сотрудничества до соперничества, от взаимоуважения и взаимопомощи до непринятия и безразличия.
Обратимся к гендерной статистике увеличения и уменьшения числа женщин по численности населения в России и в Северо-Кавказском Федеральном округе в сравнении с 2010 и 2013гг.
По данным Всероссийской переписи населения 2010г. численность населения составляет 142905 тыс. чел., из них мужчин 66205 тыс. чел., женщин 76700 тыс. чел.( на 1000 мужчин приходится 1158 женщин) В Северо-Кавказском Федеральном Округе — 9496,8 тыс. чел., из них мужчин 4491,1 тыс. чел., женщин 5005,7 тыс. чел.( на 1000 мужчин приходится 1114 женщин) По республикам данного региона выглядит следующим образом: в Дагестанской республике 2977,4, из них мужчин 1432,8, женщин 1544,6 (на 1000 мужчин приходится 1078); в республике Ингушетии 413,0, из них мужчин 181,0, женщин 232,0 (на 1000 мужчин приходится 1281); в Кабардино-Балкарской республике 859,8, из них мужчин 402,1, женщин 457,7 (на 1000 мужчин приходится 1136); в Карачаево-Черкесской республике 478,5, из них мужчин 222,3, женщин 256,2 (на 1000 мужчин приходится 1153 женщин); в республике Северная Осетия — Алания 712,9, из них мужчин 331,5, женщин 381,4 (на 1000 мужчин приходится 1151 женщина); в Чеченской республике 1269,1, из них мужчин 621,8, женщин 647,3 (на 1000 мужчин приходится 1041); в Ставропольском крае 2786,1, из них мужчин 1299,6, женщин 1486,5 (на 1000 мужчин приходится 1143 женщин).[13]
По статистическим данным по состоянию на 01.01.2014 года численность населения в России составляет 143347 тыс. чел., из них мужчин 66353 тыс. чел., женщин 76994 тыс. чел. (на 1000 мужчин приходится 1160 женщин) В Северо-Кавказском Федеральном Округе численность населения составляет 9540 из них мужчин 4489, женщин 5051 (на 1000 мужчин приходится 1125 женщин). По республикам данного региона выглядит следующим образом: в республике Дагестан 2946 из них мужчин 1417 женщин 1529 (1079 женщин)[14]. В республике Ингушетии 467, из них мужчин 218, женщин 249 (на 1000 мужчин приходится 1142 женщины)[15]. В Кабардино-Балкарской республике 900 из них мужчин 422, женщин 478 (на 1000 мужчин приходится 1132 женщины)[16]. В Карачаево-Черкесской республике 471 из них мужчин 218, женщин 253 (на 1000 мужчин приходится 1160 женщин)[17]. В республике Северная Осетия — Алания 706 из них мужчин 327, женщин 379 (на 1000 мужчин приходится 1159 женщин)[18]. В Чеченской республике 1324, из них мужчин 613 женщин 711 (на 1000 мужчин приходится 1159 женщин)[19]. В Ставропольском крае 2726 из них мужчин 1274 женщин 1452 (на 1000 мужчин приходится 1139 женщин)[20].
Отсюда следует вывод, что за последние 3 года в России увеличилось численность населения на 100%, соответственно женщины увеличились за указанный период на 100%, мужчины уменьшились на 100%.
Также можно сделать вывод о росте численности населения на 100% в СКФО в соотношении с 2010 годом и 2013 годом и вывод по гендерному исследованию роста числа женщин за указанный период на 100% и уменьшению числа мужчин на 99%.
Современный гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства.
Исследования гендерные отношения в процессе взаимодействия половых классов и групп в современном российском обществе нашли свое отражение в работах Чикаловой И.Р.; Здравомысловой Е., Темкина А.; Айвазовой С.; Жеребкиной И.; Кондаковой Н.; Ворошиловой С.В.; Овчаровой О.Г. и др.
Исследование основных тенденций развития гражданского общества в современной России осуществляли Мамут Л.С.; Алексеева Л.М.;Никитина Е.; Расин Ю.А; философы и юристы и пр.
Таким образом, анализ литературы показывает широту возможностей в совершенствовании в методологии изучения женских общественных объединений как институт гражданского общества в современной России, которую создает современная наука. Анализ доступных трудов свидетельствует о том, что изучение гражданской активности в форме организованных акций и мероприятий различных общественных и некоммерческих организаций, инициативных групп и отдельных граждан, направленных на социально-экономическое и гражданское развитие общества, вызывает проявления интереса к исследованию, которые бы учитывались в качестве ключевых субъектов в политическом процессе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Конституция РФ. – М., 1993; Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях». – Ст.7; Федеральный закон от 12.03.2002 №26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях». – Ст.1; Кодексы и Законы Российской Федерации. – СПб. 2008.
2. Деметрадзе М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения. Полис. – 2007. – №4. – С.93.
3. Гегель Г. Собрание сочинений в 14 т. – М. – Л., 1935. – Т.8. – С.20.
4.Философский словарь. – М.: Политиздат, 1991. – С.162.
5.Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. – Новосибирск. 1987. – С.70-82.
6.Н.В. Карпова Политическая культура в процессе становления гражданского общества. Вестник Московского Университета.Сер.18.Социология и Политология. 2006. – №1. -С.41/
7.Коэн Дж.Л., Арто Э. Гражданское общество и политическая теория/ общ.ред. И.И. Мюрберг. М., 2003. –С.38.
8.Мельник В.А. Современный словарь по политологии. –Мн.: Книжный дом,2004.
9.Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций. Уч. пособие. – Ростов н/Д., 2001. – С.345
10.Клименкова Т.А. Феминизм // Современная западная философия. – М.1991. – С.389
11.Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России//Общественные науки и современность. -1999. -№6. -С.178.
12.Батлер Дж. Феминизм под любым именем. Интервью Рози Брайдотти // Гендерные исследования. 2. 1999. – С.54.
13.Режим доступа: images.yandex.ru> численность населения мужчин и женщин СКФО 2013г. — свободный. –Заглавие с экрана. –Яз. рус.
14.Режим доступа: Республика Дагестан — Enci.ru www.enci.ru/Республика-Дагестан — свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
15.Режим доступа: Население Ингушетии- Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Население-Ингушетии. –свободный. –Заглавие с экрана. –Яз. рус.
16.Режим доступа: Эльбрусоид: Статьи: Численность населения КБР tlbrusoid.org>articles/kbr/359920. –свободный. –Заглавие с экрана. – Яз.рус.
17.Режим доступа: Официальная статистика: Карачаево-Черкесскстат kchrstat.gks.ru/wps/wsm/connect/rosstat_ts/kchrstat/ru/statistics/ — свободный. — Заглавие с экрана. – Яз.рус.
18.Режим доступа: Шаблон: Население/doc/Регионы ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Население/doc/Регионы — свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
19.Режим доступа: 30.04.20/5 — Министерство здравоохранения Чеченской... minzdravchr.ru/docs/programa 2020.pdf. – свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.рус.
20.Режим доступа: Ставропольский край — Documentation-nesruss.ru newspuss.ru/doc/index.php/Ставропольский-край. – свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.руc.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных