http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ВОПРОСЫ АКТУАЛЬНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Проблема преемственности всегда являлась актуальной для прогрессивно развивающегося человечества. Преемственность затрагивает все сферы человеческой деятельности, в том числе образование. Становится очевидным фактом то, что нормальное существование современного общества невозможно без полноценного функционирования системы образования.
Преемственность и непрерывность в обучении является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное (объективное и субъективное) продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность в границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
При рассмотрении педагогической сущности преемственности в образовательном процессе считаем целесообразным более подробно остановиться на определении данного понятия в педагогической литературе. Так, в педагогической энциклопедии дается следующее определение: "Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его развития... Последовательное осуществление преемственности придает обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в такой тесной взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой темы строить не только с опорой на прошлое, но и широкой ориентировкой на последующие темы. Обучение с соблюдением преемственности воспитывает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении практических и теоретических задач[1]".
Также, как в свое время официальное изложение российских образовательных стандартов было немыслимо без упоминания «демократических принципов» в педагогике, сменивших «марксистско-ленинские», в современной образовательной политике также вполне сложились новые «символы-маркеры» социальной лояльности: это инновационность, креативность образовательных инициатив, и их соответствующие приоритеты в практическом воплощении — технологичность, компетенции, узкая специализация обучения, другими словами — максимальная экономическая «оптимизация» в обучении индивида, закрепляющая уже на начальном уровне его социализации факт все большей когнитивно-ценностной сегрегации и «имущественной поляризации» общества. Речь в частности, идет о базовом, системном противоречии современной образовательной модели, игнорирующей задачи качественного, доступного массового просвещения и искусственно воспроизводящей изначально разнородные социальные стандарты, предназначенные для подготовки «элиты» и будущих наемных работников как «навсегда параллельных» общественных страт.
Сегодня в российской педагогике, даже в ее стандартном, официальном варианте, совершенно не затрагивается более глубокая онтологическая и антропософская проблематика воспитания: длительное «рождение человека». Это, подчеркнем, не «взросление ребенка», не шанс «выйти в люди» в виде неких гарантий социальной состоятельности, но именно кропотливое формирование этической основы человеческого существа, взращивание его внутренней культуры, рождающей критерий различения добра и зла. [2] «Всякая школа, — писал по этому поводу К.Д. Ушинский, — прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового развития человечества». Школа более не способна посредством манифестации реальной силы добра привить ребенку иммунитет от зла, от превратностей судьбы, «открыть средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» — так, скорее «от противного» формирует она его.
Нельзя не отметить ценностно-практическое несоответствие изложенных ключевых принципов современных российских образовательных стандартов. Называя «умение учиться» в стремительно меняющемся, «открытом мире» основным профессиональным качеством учителя, которое должно постоянно демонстрироваться им учащимся наряду с мобильностью, ответственностью и способностью к нестандартным решениям, существующие «демонстрационные» стандарты призываю, по факту лишь к активной социальной мимикрии педагога-госслужащего. Такой учитель не в состоянии назвать главное: каков этот мир, какова ценность изменений в нем Предлагаемое им качестве «трендовой услуги» образование по умолчанию должно обеспечивать адекватную подготовку лишь таких членов общества, которые способны, вне всяких моральных категорий — «жизнь такая», быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Такой коньюктурный шаблон обучения несет явные противоречия с фундаментальными принципами педагогики в ее изначальных презумпциях гуманизма: поощряемая готовность педагога-госслужащего к своевременной социальной мимикрии не имеет ничего общего с позицией человека в рефлексии совести, Учителя «с большой буквы», возвышающего эпоху вне обусловленности выгод сегодняшнего дня, способного персональным поступком изменять общественную позицию.
Наконец, «компетенции», специализированные фрагменты единого опыта обучения, реже «единого знания», продаются в условиях рынка образовательных услуг по частям, словно набор «коллекционных сведений», важных для успешной социализации и профессиональной востребованности лишь на определенный социальный период. Переквалификация — новый «коллекционный набор» прикладных умений для освоения другой профессии — предполагает платные услуги другого узкого спциалиста на педагогическом рынке труда.
Педагогическая наука испытывает на себе все общенаучные изменения, вступая в диалог с другими областями научного знания, пробует различные методы, расстается с авторитарной уверенностью в собственной правоте, характерной для классической науки, и связывает свое будущее со свободой поиска знаний в области образования человека. Педагогика будет развиваться более успешно, если будет использовать в разработке своих теорий и концепций общенаучную методологию. Становясь частью общенаучной картины мира, педагогика приобретает новый инструментарий для создания образовательного пространства и его успешного функционирования. Тем более, что в мировом пространстве решается стратегическая задача формирования образованного общества, создания международной образовательной среды нового типа. Решение этой задачи не сводится к отраслевым реформам и узковедомственным преобразованиям, так как преобразовательная среда не является обычной совокупностью образовательных систем и уровней, а представляет собой сложный феномен, посредством которого решается задача превращения образования в средство развития общества.
Профессионализм педагога всегда был залогом успеха всей системы образования. Снижение уровня компетентности сопровождается нежеланием изменяться и психологическими барьерами у педагогов, включающими личные представления о норме своей деятельности; мнения значимых в профессиональном и непрофессиональном плане людей; особенности мышления человека, ориентация не на продуктивность, а на критику своих и чужих действий и идей. Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возраст не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров для человека, проработавшего в школе достаточно долгое время, выпустившего несколько поколений и уверенного в том, что он все делал правильно.
Школа, переживающая серьезный кризис, занята поисками своего «нового лица», ей приходится коренным образом пересматривать традиционные педагогические приоритеты, переоценивать дидактические ценности, разрабатывать принципиально новые методы обучения и воспитания, активно экспериментировать.
Школа как важнейший социальный институт, неизбежно сопровождающий процесс перехода ребенка во взрослость, является невероятно интересным исследовательским полем для социологов молодежи. Борьба новых и старых форм образования и иерархий ценностей «успешности» прямо или косвенно отражает все социально-экономические и культурно-этнические изменения. Эта борьба воспроизводится и отражается в разнообразных традиционных и новейших формах молодежных форм поведения на образовательную политику в целом. Принятие или отторжение школьной иерархии подчас является решающим для всей последующей жизни подростка, влияет на формирование одной из основных составляющих общей ориентации личности по отношению к социальным институтам: конформизма и нонконформизма. Один из первых выборов — встать рядом с теми, кто правильный и кого любят учителя, или быть рядом с теми, которых учителя не любят, и поэтому быть готовым испытывать постоянные волнения и тревоги. У «неправильных» подростков свои критерии, свой путь, своя лестница. Этот первый выбор — это внутренняя пружина вечного стремления «к чему-то» или «избегания, отталкивания от чего-то» будет раскручиваться всю последующую жизнь. Это одна из тех социально-культурных точек отсчета, которая может определить общий настрой личности подростка.
У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой культурный мир, а значит своя система норм и ценностей, обычае и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры называют еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой[3].
Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы.
Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе:
— гендерному — субкультура геев, лесбиянок, девичья субкультура;
— территориально-поселковому примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области);
— историческому — поколенческие субкультуры, например субкультура шестидесятников;
— возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-молодежная, субкультура «третьего возраста».
Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные.
Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности.
В определенном смысле именно молодежные культуры социально сопровождают, обслуживают это существующее молодежное пространство.
Многие молодежные субкультурные формы сформировались именно на социальной базе «вынужденного» досуга.
Основные философско-мировоззренческие откровения нашего века обнаруживаются в русле стремления человеческого сознания к целостному, тотальному постижению мира.
По мнению Ю.В. Громыко, кризис современного образования можно назвать кризисом разнообразия[4]. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых образовательных парадигм, направлений, новейших аспектов педагогического дискурса. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что кардинальное изменение приоритетов современного образования отражается на декларации десятков образовательных парадигм.
Настоящая образовательная ситуация требует выработки интегрального подхода к обоснованию образовательных целей, находящихся в центре внимания многих исследователей. Так, А.И. Субетто утверждает, что школа как социальный институт, социальная среда и культура должны создавать условия для адекватного раскрытия личности, развития склонностей и способностей молодежи, планировать социальный заказ на духовный уровень нации, на качество молодого поколения, чтобы максимально приблизиться к реальной исторической потребности, которая бы обеспечила государству опережающее развитие. При этом, если человек со своими врожденными и приобретенными способностями, психосоматическим фенотипом, конституцией сможет выбрать такой социальный маршрут, такое образовательное учреждение, такую профессию, чтобы они соответствовали его призванию, его глубинной аксиологии, тогда духовная удовлетворенность, опережая соматический аспект, будет выступать фактором, способствующим активной, продолжительной и здоровой жизни [5].
Окончание школы формально знаменует момент перехода молодых людей из социального института, «обслуживающего» детство и юность, во взрослый статус.
Высшие учебные заведения всегда являлись социокультурными центрами исторического процесса. Следуя этой исторической традиции, вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Но, прежде всего, образовательное пространство высших учебных заведений должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, высокой духовности, гражданственности, ценности труда и служения на благо Отечества.
Современная система образования строится на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопостовлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума.
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе социазизации человека. Актуальной становится создание системы родительского просвещения и образования, которая обеспечивала бы способность человека самостоятельно строить свою родительскую стратегию на основании ясного понимания целей воспитания и образования детей, способов реализации этих целей, возможных последствии принимаемых в отношении своих детей решений.
Встает задача общественного признания необходимости содержательной квалификационной помощи родителям просветительского, образовательного и консультационного характера. Такая помощь должна быть направлена на:
— восполнение знаний умений и компетентностей родителей в сфере присмотра, ухода, воспитания и образования детей;
— формирование у родителей представлений о своих правах и обязанностях;
— формирование способности к осознанному выбору траекторий развития детей и средств обеспечения их реализации;
— формирование необходимых знаний в области потребностей детей разного возраста и детской психологии, закономерностей детского развития.
Одно из важнейших направлений по родительскому просвещению — это работа с подрастающим поколением. Подготовка молодежи к родительству, формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям — один из важнейших аспектов воспитания подрастающего поколения.
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Однако успешное решение многих возникающих проблем возможно только при условии скоординированного взаимодействия семьи, учреждений дополнительного образования, школы и социума. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Большая Советская Энциклопедия. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1972. -Т.2. С.438.
2. Сухоруких А.В. Концептика педагогического творчества в преемственности образовательных инициатив/ под общей ред. проф. О.И. Кирикова — Выпуск 60. -Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2016. С.51-52.
3. Нагевичене В.Я. Многообразие молодежных субкультур/под общей ред. профессора О.И. Кирикова. — Книга 9. — Воронеж: ВГПУ, Москва: Наука: информ, 2015. С.79-80.
4. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования/ Ю.В. Громыко. -М.: Московская академия развития образования, 1996. -545с.
5. Вознюк А.В. Парадигма образования: проблемы, опыт обоснования/ под общей ред. проф. О.И. Кирикова — Выпуск 58. -Москва.: Наука: информ; Воронеж, ВГПУ, 2015. С.122.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 05.10.2018 — 05:06

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных