http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ ОБРАЗОВАНИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Гуманистическая педагогика исходит из идеи гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал — здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно валичайшей потребностью человеческого существования[1].
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина — гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
С позиции гуманизма конечная цель воспитания строится так, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Теория «Я» в гуманистической психологии потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности.
А.Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает А.Маслоу [2].
Концепции личности А.Маслоу:
— самоактуализация;
— я уважаем, меня признают;
— меня любят, я не один, я принадлежу к группе;
— я защищен: нет страхов, есть безопасность;
— удовлетворены физиолгические потребности: я поспал и не голоден.
Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, то есть реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование.
Я — концепция в различных психологических теориях К.Роджерса:
1. Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.
2. Я — концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.
3. Я — концепция — это система самовосприятий.
4. Я — концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида.
5. Вместе с Я — концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих.
Понятие актуальный — это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности. Естественно, что свое начало понятие самоактуализации получило в философии. Актуализация (филос.) — это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнаваемости, припоминании и воспроизведении. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности.
Каждый ученый и практик гуманистической педагогики по-своему использовал филосовские, психологические и педагогические аспекты этого явления.
По мнению Сократа (469-399 до н.э.) самое ценное в человеке- это умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. Нравственное, то есть истину, можно познать и усвоить только посредством нахождения противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое ввергается ум, побуждает к поиску подлинной истины. Путем к саморуководству души является умение учителя создавать условия, необходимые для ее побуждения. Средствами для создания таких условий у Сократа были майевтика и ирония.
Сократ актуализировал, пробуждал спящее нравственное содержание сознания, «раскодировал», делал его актуальным для своих учеников, задавая вопросы.
Основу педагогических взглядов Ж-Ж. Руссо (1712—1778) составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совршенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер[3].
В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, — писал он, — обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо , когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание это и свободное воспитание.
Таким образом Ж-Ж. Руссо, разрабатывая принцип свободного воспитания, развивал идею о том, что педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды, но должен предоставлять возможность расти и развиваться свободно: «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее заменять их нашими».
В понимании И.Г. Песталоцци (1746—1827) воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трем силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причем развивать в самой тесной связи друг с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо-слышать, нога-ходить, рука-хватать, а также сердце-верить и любить, а ум хочет мыслить».
Требование гармоничного развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному[4].
C именем Ф.А. Дистервега (1790—1866) связывают создание основ развивающего обучения. Хорошим, по мысли педагога, считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся. Педагог считал, что успешное обучение носит воспитывающий характер[5].
Я.А. Коменский (1592—1670), утверждал, что в учениках развиваются духовные силы непосредственно с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться.
Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле[6].
Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды.
Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения и педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающим основание проектировать социально-значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений.
Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как к личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя.
Большое значение учителю придавал ученый Я.А. Каменский, считая долность учителя очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Это был новый, прогрессивный взгляд на учителя, особенно начальной школе, не пользовалась уважением. Коменский требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой — сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером». Одним из важнейших качеств учителя Коменский, соответственно своему мировоззрению, считал религиозность.
Для К.Роджерса педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику, то есть учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном материале.
Ж-Ж. Руссо видел, что воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, то есть нужно широко применять метод «естественных последствий», сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя «Без сомнения, ... — писал Руссо, — он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать». Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.
К педагогу А.С. Макаренко предъявлял главное требование — знание своего дела. «Вы можете быть с ними (детьми) сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их... но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне... И, наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и привлекательны... если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете... никогда вы ничего не заслужите, у них (детей) кроме презрения...»
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути.
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
1.Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением — закономерность, за закономерностью — основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.
2. Второй принцип воспитания — принцип субъективности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.
3. Третий принцип — принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка.
«Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования» — проявление и развитие личной заинтересованности детей в приобретении знаний. В связи с этим проектная деятельность играет значительную роль, которая позволяет: выявить творческие способности ребенка; улучшить контакт с учащимися, родителями; развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества; дать детям эмоциаональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Технология проектной деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать проект в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной исследовательской работы ученика в развитой информационной среде.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 06.10.2018 — 22:39

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных