http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ПРОБЛЕМА ПОИСКА ДУХОВНЫХ ИСТОКОВ В РЕЛИГИОЗНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Сегодня создана определенная правовая основа для более активного включения семьи в открытое образовательное пространство, предполагающее взаимопроникающее взаимодействие образования и общества, каждый элемент которого несет на себе «определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом».
Семья имеет право выбирать организационную форму образования своего ребенка, включая семейное обучение; определять вид и тип образовательного учреждения, заключая с ним договор;призвана обеспечивать освоение ребенком общеобразовательных программ, формируя индивидуальный образовательный маршрут, что предполагает усиление роли семьи в образовательном процессе.
Различаются семьи с высоким, средним и низким уровнем образовательного потенциала, согласно которой выявлены виды семей, нуждающихся в ресурсной поддержке общества:1) семьи с низким образовательным, имеющие один или несколько вариантов ресурсной недостаточности — по полноте семьи, возможностям организации деятельности с ребенком, наличию материальных условий для его развития, стилю воспитания; 2) семьи со средним уровнем образовательного потенциала, (заинтересованные в развитии ребенка, но не имеющие достаточных ресурсов; либо — имеющие необходимые условия при недостаточности мотивационно-ценностного компонента).
Различаются следующие факторы развития образовательного потенциала семьи:
— внутренние — наличие у семьи высокой ценности и значимости образования; эмоционально-психологическая и организационная поддержка личностного развития ребенка, совместная познавательно-развивающая деятельность детей и взрослых;
— внешние — широкий круг культурно-досуговых и образовательных возможностей социума; традиции включения семьи в социокультурное образовательное пространство; эффективно действующее родительское самоуправление на уровне образовательного учреждения, района, города; система мотивации родительского участия в образовательной деятельности; возможность индивидуально-дифференцированного повышения психолого-педагогической компетентности родителей; использование в открытом образовательном пространстве возможностей партнерства с представителями общества (госучреждений, бизнеса, НКО) в интересах семьи.
Из многообразия ресурсов, которым обладает современное общество, можно выделить наиболее значимые с точки зрения их влияния на образовательный потенциал семьи, а значит и на реализацию ею социального заказа. К числу факторов, помогающих семьи развить собственный потенциал, относятся: предоставление социальной средой образовательных возможностей (семейные культурно-досуговые программы, клубы, кино-сеансы, площадки для семейного отдыха, семейные абонементы); наличие традиций включения семьи в родительском самоуправлении на одном из уровней (классы, ОУ, района, города) и наличие системы стимулирования такого участия; система событий, позволяющих членам семей повышать уровень своей психолого-педагогической культуры и компетентности в семейном воспитании и развитии ребенка в соответствии с индивидуальными и семейными образовательными потребностями; реализация социально-образовательного партнерства представителей всех секторов общества (общественных организаций, бизнеса, госучреждений) в интересах семьи.
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.
Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре народа.
К настоящему времени нечасто встречаются явления народной педагогики игры в их чистом классическом виде. Преобладают разные стадии перехода к модернизированным формам, уже не относящимся к явлениям народной педагогики игры. Возродить последние в полном их качестве и количестве почти так же трудно, как формы вовсе забытые, архаичные, зато привлекательные для современной молодежи «новизной хорошо забытого старого». И все же практика доказывает возможность того и другого. Но чтобы использовать явления народной педагогики игры, их тебуется прежде возродить, то есть вывести из состояния упадка или даже вернуть в жизнь, если ушли из нее, сохранившись лишь в чьей-то памяти, записях и т.п. Набирает силу движение за возрождение национальных традиций игровой культуры. Но не всегда здесь соблюдается научный подход в определении и использовании даже основных понятий и принципов[1].
Но уже разрушаются и самые механизмы воспроизводства народных игр, их главные опоры — трехпоколенная многодетная семья и вековые традиции общинности. Одно из коварных назначений массовой культуры — замена «власти» национальных, общинных, семейных традиций беспредельной «свободой» индивидуального выбора, а точнее сказать «стадностью», направляемой рекламой и другими отлаженными рычагами коммерции.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все-более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасательным для человечества.
Однако положение могло стать еще более тяжелым, не будь у народной педагогики игры внутренних механизмов устойчивости и самовоспроизводства, возрождения и развития. Благодаря им около половины реально бытующих игровых форм до сих пор составляют народные и близкие к ним (имеющие не все, но большинство признаков народности) игры. Причем это — ядро, основа игровой культуры. Во-первых, они проводятся не один или несколько раз в год, как школьные или централизованно организуемые игры, а многие десятки раз: вспомним о салках, прятках, классиках, играх с мячом, шашках, загадках и т.д. Во- вторых, их затевают и проводят сами участники, а самостоятельность и творческая активность наиболее социально и педагогически ценны. В-третьих, помимо собственных игр народная педагогика игры осваивает лучшие из вновь появляющихся, распространяя на них свои народные способы и направленность применения, народное отношение к игре. Отобранные закрепляются и развиваются через механизмы традиций, естественной распределенности ролей и т.д.[2]
Стремительно нарастающий поток технических возможностей для обновления игр оказался односторонне направленным-диктуемым не столько внутренними потребностями гармоничного развития человеческой личности, сколько интересами бизнеса и индустрии досуга. Их же главный интерес — превращение людей в потребителей навязываемой рекламой массовой культуры (масскультуры, кич-культуры). Насаждение низменных потребностей, извращенных вкусов, крайнего индивидуализма, нигилизма, насилия, секса вседозволенности и т.д. характерно для многих телевизионных игр и зрелищ, игровых автоматов, модных игрушек и проч. Здоровое сопротивление противоестественному заглушается мощным напором изощренных технических средств, обслуживаемых высокооплачиваемыми специалистами с одновременным изъятием самых необходимых средств у традиционных каналов развития празднично-игровой культуры. Положение последних настолько заброшенное, что они уже недостаточно влияют на стихию детских игр, и среди подростков, например, каждая третья из стихийных вольных игр является сомнительной, а то и прямо вредной в воспитальном отношении.
Кризисным стало состояние всей празднично-игровой культуры, что связано с общим кризисом фольклорного творчества и современного социума в целом.
Для педагога главным является личностное развитие воспитанников. Игра выступает обычно как средство для этого, а не как самоцель. Однако организация нужных игр становится специальной задачей на пути к цели. Игры носят преимущественно коллективный характер. Отсюда важна роль игрового коллектива, который зависит от окружающей игровой среды, а с другой стороны — от педагогического руководства, придающего играм коллектива социально ценностную направленность.
В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробило себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей — самого дорогого своего достояния.
Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры-наукой, искусством.
Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.
Научное мировоззрение включает в себя систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляется в сознании учащихся в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом и основных понятий изучаемых наук.
Ядро мировоззрения составляют взгляды (принятые в качестве достоверных идей, знания, концепции, которые служат ориентирами в деятельности и поведении) и убеждения (качественно более высокое состояние взглядов, которые человек считает необходимыми, готов их отстаивать и предпринимает волевые усилия для их осуществления).
Взгляды и убеждения тесно связаны с развитым мышлением (теоретическим, диалектическим, творческим), проявлением интеллектуальных чувств (радости познания, веры в истину, любознательности и др.) и волевой целеустремленностью.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребенок не колебался и не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поэтому воспитание мировоззрения — это сложный процесс одновременного развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и навыков волевых действий.
Поскольку мы принимаем тот факт, что существует выбор неких действий, как в плане практическом, так и в плане идеальном, этот выбор, можно сказать, не зависит от внешних причин и условий, производится по нашему желанию, по нашей воле, то и необходимо принимать факт наличия свободы воли. Если вести разговор о непризнании этого, то это приведет к отрицанию учения о свободе воли, к отрицанию того, что человеку необходимо отвечать за свои поступки. Если нет свободы, то вся духовная жизнь — это догма в мышлении, которое выстроено по воле власти предержащей, к однообразию во взглядах. Безусловно, свобода воли — понятие относительное, противопоставлять ее причинам нельзя. Но человек делает выбор и должен нести за него ответственность. Благодаря рефлексии, сознание мечется в поисках смысла бытия жизни, деятельности; находит, теряет, заблужается, снова ищет, создает новый и т.д. Сознание работает максимально напряженно над разбором собственных неудач, ошибок, заблуждений. Умное сознание понимает, что основной причиной его неудач является его свобода относительно бытия, но невозможно отказаться от свободы, так как это то же самое, что от самого себя[3].
Отметим, что здесь важна не только функция рефлексии, но и следующие функции сознания — отражательная, творческая, регулятивно-оценочная — занимают не последнее место.
Главное в народной педагогике — это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приемами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.
Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличией объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков.
Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности.
Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально-культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом первой заботы.
Ведущее место в современном обществе сегодня отводится патриотизму.
Как говорит В.Ю. Троицкий — патриотизм — явление духовное, он связан и с духовными традициями[4].
Патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Любовь к Родине. Ибо любовь — это прежде всего умение жертвовать во имя кого любишь. Любовь к Родине — это самоотверженный труд. И наш долг учить этому молодое поколение.
Истина в том, что патриотизм национален. Есть нации, котрые объединяют патриотические усилия многих народов.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Мета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных