http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

РОЛЬ ФИЛОСОВСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Концептуальную основу гуманистической психологии составляет понимание жизни человека как единого процесса его бытия и становления (Г.Олпорт, А. Маслоу, К.Р. Роджерс и др.) она объясняет личность как уникальную целостную систему, открытую внешним влияниям, обладающую реальной возможностью самоактуализации, динамичную по своему характеру и опирающуюся в своем развитии на внутренне присущий ей источник собственной активности[1].
Для Лопатина (1855—1920) идея свободы воли предполагает всепроникающую творческую активность. Но в свободе присутствует и необходимость -нравственный смысл жизни, то есть состояние, когда достигаются подлинные самоопределение и самодеятельность личности, без чего духовная, нравственная жизнь невозможна[2].
Имея в виду, что гуманистическая система воспитания — прежде всего — открытая система, становится очевидным, что наряду со свойствами свободного саморазвития,самоорганизации, жизнеспособности ей необходимы и свойства неравновесия, нестабильности, нелинейности, случайности и т.д.
В.И. Андреев, анализируя понятия «развитие» и «саморазвитие», разводит их, полагая, что изменения в личностной сфере детерминируются не влияниями извне, а благодаря целенаправленному воздействию личности на самое себя. Причем происходят они не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах «самости»: в самопознании, самоуправлении. Под творческим саморазвитием при этом автор понимает "особый вид творческой деятельности субъект-субъективной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости».
Специфической формой самоорганизации является самореализация личности. Необходимым условием самореализации выступает преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны — соответствия чему-либо. Несоответствие вызывает накопление противоречий, напряжений, кризисов. Соответствие делает возможным и необходимым их разрешение и является интегрирующим условием — связью для нелинейного развертывания сущности личности. Идентификация является условием начала становления личности, ее самореализации.
Самоидентификация — это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с кем-либо или с чем-либо. Зачастую самоидентификация выступает как эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями.
Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. Оно включает в себя такие трактовки: а) процесс и результат самоотждествления с другим человеком, группой, образом или символом; б) опознавание чего-либо или кого-либо; в) представление, видение субъектом другого человека как продолжение себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;г)понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним[3].
Идентичность по мнению Э.Эриксона — тождественность человека самому себе, включающая в себе усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающей перед ней на каждом этапе ее развития. Это субъективное чувство непрерывной самотождественности. Формирование идентичности личности продолжатся на протяжении всей жизни человека и проходит стадии, на которых формируются: базовое доверие, чувство надежды (младенчество); автономие, независимость и воля (ранний возраст); инициативность, целенаправленность (детство); трудолюбие, умелость, компетентность (школьный возраст); целостное осознание себя, чувство верности чему-либо, кому-либо (отрочество);способность к сотрудничеству, любовь (молодость); забота (зрелость); целостность, интеграция, мудрость (старость)[4].
По оценке М.Б. Богуславского к позитивным моментам отнесены: приоритет духовно-нравственного образования над рациональным; выделение в качестве его высшего результата категории «мудрость»; построение школы вокруг семьи и семейных традиций; потребность российской интеллигенции включиться в деятельность образования на «общую пользу», а не для получения материальных благ и др.
Выделим альтернативный подход к воспитанию — творческое развитие учеников в сотрудничестве с учителем. Он возник в начале 60-х годов XX в. как необходимость противопоставить коллективистскому обезличиванию подход к ребенку, как уникальной ценности.
По мнению М.Шелера (1874—1928г.г.) — "всякое познание ценности есть акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей: они тем выше, чем менее «делимы» и чем глубже удовлетворение, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными являются ценности «приятного» или «материального блага», связанные с удовлетворением переходящих ценностей и потребностей человека и которые наиболее «делимы».
Ведущее место в процессе сотрудничества занимало положение о необходимости творчества для всех учеников. Оно становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию стимулирует заложенные в каждом ученике творческие способности.
Гуманистическая педагогика, имея дело с живым «материалом», не имеет права давать готовые ответы. Она определяет направления, дает ориентиры, которые приобретают смысл тогда, когда с ними начинают работать учителя.
Пытаясь проникнуть в смысл какой-либо педагогической ситуации, учитель обнаруживает, что в ней появляются новые возможности. Но до этого их как бы не было, а сама ситуация воспринималась как некий привычный «порядок вещей». Кем он установлен, для чего существует — мы попросту не задаемся этими вопросами, поскольку в лучшем случае у нас воспитаны эмоции, а не смыслы, которые им предшествуют. Боль радость, гнев, обида, разочарование — моментальные эмоции от восприятия внешних раздражителей, как ответные реакции организма на происходящее. Наши оценки и выводы также поверхностны, как и неокрашенные пониманием смысла происходящего реактивные переживания.
На языке синергетики (теория хаоса и самоорганизующихся из него систем) развитие означает переход человека от неупорядоченного множеств элементов предметной деятельности, восприятия, мышления, сознания к порядку. Одна из первых работ по синергетике так и называется: «Порядок из хаоса». Когда в ребенке до школы накапливались разнообразные впечатления и имели достаточно хаотический характер, а в условиях учебного процесса школы они приводятся в систему средствами педагогического управления, то дошкольное накопление впечатлений может рассматриваться как предпосылка развития, а их упорядочение в школе — как процесс развития. Немалая доля хаоса накапливается у учащихся и в процессе произвольного учебного познания в школе, а значит, в ходе его развертывания создаются предпосылки к развитию учащихся и реализуется само развитие.
Гуманистическая социализация предполагает исходить из активной роли личности ребенка как центра, на пользу и в интересах которого работают все социальные институты.
Личностно-ориентированное образование предполагает гуманистический тип педагогической культуры, в основе которого лежит целостное представление о педагогической действительности, как культурообразующей среде, где главной ценностью является ребенок — его развитие, становление, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Культура — это приоритет идеологии свободной личности, противостоящей усредняющему давлению социальной среды. Основной задачей культуры как цели, условия и средства воспитания творческой личности становится сопротивление технократизации сознания, пробуждение человечности.
Гуманистическая педагогика придерживается тех же культуросообразных принципов, но при этом основное внимание уделяется воспитанию на образцах внеклассовой, общечеловеческой культуры. Единственно возможная здесь идеалогия — это идеология свободной личности, противостоящей усредняющему давлению социальной среды.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности.
Диалог — это общение учителя и ученика, учителя и писателя, создателя текста и читателя, автора и редактора. Это всегда — поиск истины, добра и красоты.
Учебный диалог, урок-диалог, лекция-диалог. Понятийный аппарат постоянно обогащается мыслящими педагогами, учеными и практиками.
Внутренний диалог имеет свою психологическую природу, это диалог сознаний, диалог личностей различных исторических эпох и культур. Эти определения генетически взаимосвязаны и отражают диалектику духовного развития становящейся личности.
Весь процесс обучения строится по следующим принципам:
— гуманизма;
— свободы выбора родителями образовательного учреждения, форм обучения, нравственных установок и ценностей;
— оптимального соотношения общечеловеческого и национального, которое отражает закономерности интеграции и взаимосвязи различных культур;
— культуросообразности, который означает учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей региона, языковой среды обитания, культурных традиций, семейных обычаев;
диалогичности как способа возврата к духовным истокам своего народа, уважения к памяти и культуре, осмысления духовного богатства в диалоге с иными культурами в большом времени и пространстве.
Путь развития способности к диалогическому общению — это путь профессионального самосозидания личности. Осмысление множества ситуаций межличностного общения только традиционным путем прослушивания лекций и чтения литературы приводит к получению обезличенных сведений о человеческом общении вообще. Требуется этап «примеривания» к себе, проигрывания, способствующий выработке собственного стиля, манеры общения, органического сочетания знаний и умений, преодоления разрыва между теорией и практикой общения.
Творчество в познании личности другого человека всегда представляет решение сложной мыслительной задачи, направленной на выявление наглядно не данных внутренних связей между существенными чертами личности, на вскрытие внутренних связей между существенными чертами личности, подменными мотивами поступков...[5]
Во-первых, творчество заключается в умении предвидеть возможные действия и поступки личности, на основе отдельных фактов поведения делать логически обоснованные заключения о чертах человека;
Во-вторых, творчество проявляется в организации взаимодействия с ребенком (регуляция поведения, вербальные и невербальные формы взаимодействия, целостная парадигма воспитывающего общения;
В-третьих, творчество в общении проявляется в управлении собственным поведением (саморегуляция в поведении, рефлексия);
В-четвертых, творческий характер носит сам процесс организации взаимоотношений. В связи с тем, что творческий характер носит не только сам акт решения какой-либо педагогической задачи, но и процесс воплощения этого решения в общении с детьми, общение в общей эвристической системе педагогической деятельности выступает как важная творческая подсистема.
Постоянное обращение к внутреннему диалогу, пробуждение сил, воспитание отзывчивости к чужому слову становятся основой познавательно-воспитательного сотворчества. Помощь в самопознании может оказывать и профессионально направлять только диалогически сориентированный педагог.
Процесс становления будущего педагога (учителя) пройдет более результативно, если он будет включать специальное обучение культуре диалога.
Грамотный педагог в своей практике опирается на достижения науки, использует учебно-программные и методические материалы.
В научный оборот входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др. Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.
Образование понимается как культурный процесс, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития. Школа (институт) в этом случае — это целостное культурнообразовательное пространство, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни детей и взрослых.
По отношению к учащемуся личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции : помогает обрести ценности и смысл жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности.
В демократическом обществе задачи культуры не являются государственной прерогативой и не выполняют идеологический заказ. Любой деятель искусства свободен в выборе средств выражения своей художественной идеи, которая определяется его личностным отношением к жизни.
По мнению Бондаревской Е.В. учитель и ученик определяются активными субъектами образовательной деятельности. При этом субъект познания (педагог, исследователь) и объект (ученик) связаны не только познавательными, но и нравственными отношениями. Познать ученика и те процессы, которые происходят с ним в ходе образования, можно лишь при условии доверия, уважения, любви, понимания и творческого взаимодействия[6].
В контексте становления гуманитарного подхода к образованию произошло возрождение ценностного отношения к воспитанию, актуализация его человекообразующих и смыслопорождающих функций. Рефлексия инновационных воспитательных практик где, в которых воспитание осуществлялось не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий, смысложизненный процесс, сущность которого проявляется в организации осмысленной жизни и педагогической поддержке личностных сил, творческого потенциала, индивидуальных особенностей, духовности и нравственности молодого человека на всех этапах его жизненного пути, и стала основанием развития гуманитарной педагогической методологии.
Методология ориентирует на создание целостной картины педагогической деятельности, в которой решающее значение придается положению ребенка в мире образования и моделированию вариативных условий развития его личности и индивидуальности.
Гуманитарная методология определяет такой путь познания педагогических явлений и образовательных процессов, который последовательно и во взаимосвязи направляет внимание исследователей на изучение: 1) гуманитарной ситуации (проблем человека в современном мире); 2) определение человеческих детерминант исследовательского процесса (ценностных ориентаций); 3) реализацию гуманитарной методологической установки на практическую реконструкцию образования (воспитания в интересах человека); 4) использование гуманитарного подхода в оценке результатов исследования.
По роду своей деятельности учитель в той или иной степени занимается исследованием. К этому его побуждает сложность, динамичность, диалектичность педагогического процесса.
Когда ведется речь о связи инновационной и творческой деятельности, то уместно обратиться и к тому понятию, как «инновационный потенциал педагога». Чаще всего под ним подразумевают совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.
Инновационность появляется тогда, когда сам преподаватель учебного заведения дальше не может в рамках традиционных форм (и содержания) решать задачи образования и воспитания. Появляется ситуация востребованности новых технологий, соответствующих новым целям и задачам.
Инновации целесообразно рассматривать как один из источников, формирующих и поддерживающих изменения в культурном пространстве общества. Всякие социальные трасформации не ограничены временными рамками жизни того или иного социума, они — постоянно развивающееся явление, обусловленное многочисленными факторами — социальными, экономическими, психологическими. Современное общество, как известно, характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Образование как важнейший социальный институт, выполняющий общественно значимые функции, должно не только следовать за изменениями, происходящими в обществе, но и позитивным опережением влиять на сам характер социальных трансформаций.

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 25.01.2019 — 06:02

Мета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных