http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

СООТНОШЕНИЕ СОВМЕСТНОГО И СЕМЕЙНОГО ПРИНЦИПА ВОСПИТАНИЯ, КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕЙ ЭТИКО-ДУХОВНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
В классической психологии выделяются нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, где нравственные чувства выражают отношение человека к себе, семье, окружающим, Родине (поэтому бессмысленно говорить об организации патриотического воспитания в школе как системе мероприятий без специальной работы по развитию у учащихся положительных эмоций, чувств, в том числе и чувства любви к Отечеству). «Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру». В свою очередь, «интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру», формируют «обобщенное чувство любви к истине».
В основе эстетических чувств лежит любовь к красоте, "способности руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного[1]".
Особое эмоциально-нравственное состояние личности — духовность, ориентирующая человека на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и реализирующаяся в предметно-целесообразной деятельности и общении[2].
А.Маслоу раскрыл врожденную способность человека к самоактуализации — полному развитию своего личностного потенциала, к удовлетворению иерархически выстроенных потребностей: физических, в безопасности, в уважении, любви, познавательных, эстетических, в самоактуализации [3].
К.Роджерс указал: личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я». Если они совпадают или близки, то личность гармонична, целостна, живет в согласии с собой и миром. При адекватной самооценке наблюдается открытость человека навстречу опыту, умение жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Саморазвитие личности — это соответствие самосознания и самооценки человеком самого себя оценочным суждениям о нем других людей. Если оценки и самооценки совпадают, идет благоприятное развитие личности: не совпадают — человек не оценивает свои стремления или игнорирует оценки окружающих, принимая себя как «плохого».
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
В психологическом аспекте воспитание рассматривается как:
1) процесс социализации индивида, становление и развития его личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;
2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.
Следовательно , и в том и в другом случае воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний, результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания выражается:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей,обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Актуальность темы заключается в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность).
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания.
Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.
Процесс воспитания в корне отличается от процесса обучения. Если знания можно получить, то навыки поведения можно только привить. Поэтому о воспитании можно судить не столько по тому, что планируется, сколько по тому, что получается в результате процесса воспитания.
Отличительными особенностями процессов обучения и воспитания являются:
1. Отличительные особенности выявляются на уровне содержания: содержание обучения — это, прежде всего, все научные представления и знания об окружающей действительности. В свою очередь в содержании воспитания на первое место выходят такие понятия, как нормы, правила и идеалы.
2. Отличительные особенности также отчетливо выявляются на уровне определения основных форм и методов, которые помогают реализовывать задачи и достигать поставленные цели. В то время как в обучении применяется только основная конкретно и строго определенная классно-урочная система проведения занятий, воспитание — это процесс применения и чередования достаточно свободных форм различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.
Общностью процессов обучения и воспитания являются:
1. Взаимовлияние и обратимость процессов обучения и воспитания, так как процесс обучения является воспитательной функцией, в то же самое время нельзя представить воспитательный процесс, не занимаясь обучением учащихся.
2. Обоюдное влияние на сознание, поведение, эмоции личности.
Семья это основной первичный социальный институт социализации ребенка. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья.
Семья формирует те качества, которые нигде, кроме как семьи, сформированы быть не могут; осуществляет социализацию личности, из семьи выходят члены общества, какая семья — такое общество; обеспечивает преемственность традиций; важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; существенное влияние оказывает на выбор профессии.
Основными стилями семейного воспитания являются:
— Демократичный — родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни: не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
— Авторитарный — родители требуют от подростка бесприкословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать вполне корректно.
— «Воспитание по типу Золушки» — высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку.
— Гипоопека — сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля.
— Гиперопека — излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
— Противоречивое воспитание — отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
В современном обществе, когда ослабевают хозяйственно-бытовая, экономическая функции семьи, людей объединяют именно ценностные ориентации: они сохраняют перспективу развития семьи, определяют цели рождения, воспитания детей, принятие ответственности за их личностное развитие.
Ценностные ориентации — "относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющихся относительно независимыми от социальной ситуации[4].
Столь же важным для формирования смысложизненных ориентаций человека являются учреждения образования как социальные институты, как модели общества, где сущность ученика реализуется в контексте субъект-объективных, субъект-субъективных отношений со взрослыми-педагогами и ровестниками, взаимодействующих с учебной информацией [5], а также профессиональное самоопределение.
Воспитание может иметь своей целью развитие личности в целом (целостное осуществляется в детском саду, школе, семье).
В современном понимании "процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Л.С. Выготский посредством культурно-исторической концепции разработал новую неклассическую психологию, представившую возможность моделировать психические процессы. В частности, в детской психологии были выявлены закономерности, влияющие на развитие у ученика способностей к целеполаганию:1) взаимосвязь умственного развития детей с их обучением; 2) существование двух уровней умственного развития, где зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и сотрудничестве с его сотоварищам[6].
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнерства — это залог успешной социализации нравственной личности школьника.
Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации определяется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Многие взрослые, в том числе профессиональные воспитатели, убеждены, что детское развитие целиком зависит от организованного воспитания в семье и школе. Между тем дети осваивают многие социальные ценности, в том числе формируют свои поведенческие навыки, опыт дисциплины и ответственности, развивают свои интересы и способности, в группах сверстников в школьном классе, в разновозрастных компаниях приятелей во дворе, в загородном лагере, в спортивной секции.
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне со слов взрослых, а под впечатлением социальных событий присваиваются и превращаются в содержание его личности. Иными словами, в процессе социализации ребенок осваивает опыт того, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как эмоционально реагировать на происходящее, как организовать свой быт и труд, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной с другими людьми деятельности, каких моральных норм и правил придерживаться в своем поведении. Педагогику, в первую очередь, интересует возрастная специфика превращения идей в содержание личности и динамика этого процесса при участии воспитания, обучения и самовоспитания.
Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:
1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследия, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, обучение.
2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.
3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие его картины мира.
4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.
5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.
Полагаться только на стихийную адаптацию ребенка к социуму нельзя. Образование способами своей педагогической инструментовки как раз и призвано помочь взрослеющему человеку не просто приспособиться к окружающему социуму, а научившись взаимодействовать с ним, активно самоопределяться в социальной жизни.
Социализация, в отличие от воспитания и обучения (которые, как целенаправленно организуемые процессы, сосредоточены в первой трети жизни человека), является процессом прижизненным. Она происходит и в зрелом возрасте, и в положилом, но меняются институты социализации, агенты, способы взаимодействия личности с социальной средой. Социально-психологические исследования позволяют выделить существенные различия социализации у взрослых и детей.
— Социализация взрослых проявляется, главным образом, в изменении внешнего поведения, а у детей — корректируются базовые ценностные ориентации.
— Взрослые могут оценивать социальные нормы и относиться к ним избирательно, дети только усваивают их.
— Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество «оттенков» проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на более определенном и однозначном выполнении правил.
— социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; социализация детей — в основном на мотивацию их поведения.
— Социализация взрослых строится как процесс приспособления к новым, более сложным, жизненным обстоятельствам (выбор работы, создание семьи) естественной смене жизненных ролей (роль отца, пенсионера). Социализация детей не может быть отдана на волю стихийным жизненным обстоятельствам, она специально включается в организованный педагогический процесс школы, в ситуации коллективной деятельности, общения и творчества детей.
Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей.
Методы воспитания в теории и практике воспитания являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о методе воспитания. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения. приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.


RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 14.01.2019 — 00:49

Мета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных