http://bekizhevasaida.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Политическая жизнь общества — это исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных или опосредованных отношений господства (подчинения в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, классов, других общностей, социальных структур (институтов), созданных ими, посредством чего происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации конкретных интересов. Политическая жизнь — это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы различными методами.
Если исходить из того, что основой политической жизни является человек со своим непредсказуемым поведением, участием, различными мотивами, зачастую противоречивыми интересами, то можно констатировать, что категория политической жизни «выражает значение неопределенности в политике, непредсказуемости творимого здесь будущего». Таким образом, политика является целенаправленной властной деятельностью, которая осуществляется в своеобразной исторической среде, определяющими чертами которой являются динамичность, непредсказуемость, незапрограммированность. Все это обусловлено действием культурных и пространственных доминант [1].
Политическое участие детерминировано социальной природой человека, проявляющейся в различного рода взаимодействиях, в самооценке личности, в идентификации с определенными социальными группами. Последние выступают основой формирования политической системы, а политическая поддержка — необходимое условие функционирования системы. Так существует взаимозависимость: человеку необходимо ощущать свое соучастие в устройстве окружающего мира, ощущать принадлежность к системе, участвовать в организации своей жизни через вовлечение в политическую жизнь, т.е. осознавать себя политическим актором. Вместе с тем политическая система не может обойтись без поддержки людей, которая как раз и реализуется через систему политического участия. С.Верба, Л.Пай выделяют пассивные формы политического участия, политическое участие в предвыборных компаниях, деятельность активистов, профессиональную деятельность, выборы при этом выступают прямой и непосредственной формой политического участия.
В социологии ценности относятся, наряду с понятиями и нормами, к элементам культуры[2]. Они представляют собой внутренний стержень культуры, концентрированное духовное выражение потребностей и интересов социальных общностей, центры мотивации человеческого поведения[3]. "Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур[4]".
В традиционном обществе главное — воспроизводство себя в неизменных формах, основой внутренней целостности здесь выступает нерасчленимое единство человека и окружающей среды, причем и природной, и социальной, а личность как самостоятельное «я» в массовом масштабе просто отсутствует [5]; общинные, общинностные отношения органичны и основаны на эмоциональной привязанности индивидов друг к другу; существует механическая солидарность, основанная на том, что большинство людей выполняют одинаковую работу, а коллективное сознание конкретно, религиозно и приписывает высшую ценность обществу; существует высокая степень социального контроля и детально регламентированные традиции, что закрывает пространство для инициатив индивида, нарушающих традиции.
В традиционных обществах все ресурсы тесно связаны (коррелируют). Это значит, что если субъект имеет преимущество над другим субъектом хотя бы в одном из политических ресурсов (например, богатство), то он будет иметь преимущество и во всех других видах ресурсов.
В либеральном обществе приоритет отдается не общности, а свободам и ответственности индивида, который стремится так изменить сложившиеся структуры, чтобы они открывали пространство для инновации (принцип открытого общества). Оборотной стороной этого выступает резкий рост социальной ответственности индивида за свою судьбу и свое будущее. Социальный порядок резко усложняется и начинает регулироваться в первую очередь за счет писанного права, а не традиции, включая осмысление свободы как законодательно зафиксированных гражданских прав и свобод. Макроидентичности начинают формироваться прежде всего через гражданские идентичности. Начинает эпоха экономической рациональности и происходит десакрализация многих общественных отношений (включая отношение к природе), а отношения между людьми утрачивают свой целостный характер и становятся функционально-ролевыми.
Процесс социентальной трансформации затрагивает все уровни общественной вертикали — общенациональный, региональный, локальный, групповой и индивидуальный. По мере спуска на нижние «этажи», подконтрольность этих процессов центральной власти снижается. Возникают несогласованности и расхождения в понимании конкретных вопросов. Установки властного центра нередко наталкиваются на противодействие региональных и местных общностей и элит, сопротивление организаций и граждан. Это проявляется в многообразии общественных ситуаций, складывающихся в разных регионах России, нередко даже соседствующих друг с другом. Это лишний раз подтверждает тот факт, что направление трансформации общества не задается сверху или извне, а определяется в борьбе социальных сил, движимых разными интересами. Реформы, осуществляемые правящим кланом, — лишь одна из многих составляющих процесса трансформации российского общества.
Важнейшим критерием оценки качества формально-правового пространства служит легитимность представляющих его норм, их восприятие гражданами как в основном справедливых и отвечающих общественным интересам.
Третьим этапом развития общества является постиндустриальное общество (это общество риска, информационное, сетевое и т.д. общество — в зависимости от того, на какой из особенностей этого этапа общественного развития делается акцент).
В сфере российского публичного дискурса, в высказываниях государственных деятелей, политиков, в публикациях СМИ широко представлена проблема противостояния власти и граждан. Но существует и не менее серьезная проблема взаимодействия и достижения понимания между самими профессиональными и непрофессиональными активистами, а также их с гражданами.
Одновременно большинство российских граждан, фактически подчинившись распространяемым в публичной сфере представлениям, отказались от собственного активного участия в общественной деятельности, доверив решение социально значимых проблем профессионалам — государственным деятелям, лидерам и активистам политических партий, формальных и неформальных общественных организаций. Как следствие — россияне в подавляющем большинстве не вовлечены в процесс принятия и исполнения государственных решений, то есть всего, что формирует политическую повестку дня.
Здесь можно выделить проблемы условий политического участия женщин.
Относительно условий политического участия выделим первую позицию — это утверждение того, что в политику граждан приводит простое подчинение праву и закону в процессе преследования ими своих интересов. Иными словами, предполагается, что в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав женщины весьма рационально относятся к формам политического участия, доверяя повседневные функции по управлению государством и обществом избранным лицам и оставляя за собой право контроля за их деятельностью на выборах и референдумах.
Сторонники второй позиции считают, что правовые меры, властное усиление закона суть необходимые, но недостаточные механизмы для того, чтобы справиться с реальными проблемами приобщения граждан к политике. По их мнению, для эффективного процесса политического участия в дополнение к правовому регулированию положения мужчин и женщин в политической сфере требуются политико-образовательные меры, способствующие появлению у граждан «просвещенных, принципиальных и облагороженных предпочтений» и возможностей осуществлять принципиальные действия [6]. Имеется в виду, что качество политических решений не всегда повышается за счет расширения прав участников и возможностей совместных действий. Такие права, в отсутствии политико-образовательных мер, направленных на обучение действующих лиц принимать продуманные решения, могут привести к негативным последствиям, создавая более низкий уровень разумности коллективных результатов, чем тот, который мог бы быть достигнут на уровне индивидуального действия. Причина может состоять в слишком большом искушении использовать полномочия принятия совместного решения и участия для недальновидных и личных целей.
Относительно первой позиции, касающейся специфики права, его объективно обусловленных и общественно необходимых системных связей с другими типами социальных регуляторов (интересами, традициями, обычаями), нужно отметить следующее. Распространенность узкой трактовки права как средства социального управления, регламентации и контроля препятствует анализу всех сфер прав, особенно сферы прав женщин, для которой характерны наиболее частые проявления противоречия права обычая и законодательного права. Односторонний, инструментально-технический взгляд на право допускает гендерные стереотипы, основанные на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии.
Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране режима.
Политическая модернизация России — это создание политической системы, способствующей принятию решений во взаимодействии легитимной власти с обществом.
Важным условием повышения эффективности и результативности управленческой деятельности в новых условиях перехода к инновационному развтию является повышение роли и значения гражданского общества в выражении социальных и экономических интересов разных групп российского социума, в выборе стратегии достижения важных социальных целей, в общественном контроле за деятельностью органов государственного управления. Первостепенной задачей модернизации управленческой деятельности во все большей степени становится соединение имеющихся возможностей трех главных субъектов социальной организации и социального управления: во-первых, государственных органов, представляющих общенациональный интерес; во-вторых, интитутов гражданского общества, выражающих социальные интересы и самодеятельную инициативу объединений граждан; в-третьих, свободной, творчески активной личности, которая в условиях иновационной экономики становится ключевым звеном общественного прогресса.
Ключевое значение при модернизации всей системы социального управления приобретает принцип гражданского участия, который предполагает вовлечение управляемых социальных субъектов в управление общественными и государственными делами. Принцип гражданского участия является одним из фундаментальных положений всей концепции демократии, которое должно лечь в основу модернизации управленческой деятельности в трансформирующейся России. Он знаменует собой переход от классической либеральной концепции «минимума государства» к базирующемуся на принципах реального демократизма, солидарности, взаимного доверия постиндустриальному обществу, основанному на знаниях.
Некоммерческий, или третий, сектор -функционирующая сфера, «важный элемент трансформации обществ в направлении от индустриальной к постинустриальной стадии развития». Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Сфера деятельности НКО засхватывает главным образом образование,культуру, искусство и другие социальные услуги. К ним сегодня относятся негосударственные организации, некоммерческие фонды, ассоциации работодателей и работников, ветеранов и инвалидов, попечительские советы, частные научно-исследовательские центры и институты, благотворительные и просветительские организации, негосударственные учебные учреждения, а также другие общественные объединения граждан.
Наивысшей степенью участия НКО, при которой можно оказывать влияние, являются делегирование и гражданский контроль. При таком положении гражданские структуры представлены в органах, где осуществляется процесс принятия решений и реализуются процедуры контроля за их исполнением.
Применительно к России также учитывается функционирование разработанных инновационных механизмов взаимодействия НКО и власти (социальные гранды, региональные и муниципальные социальные заказы, тендерные механизмы и т.д.). Важен факт, что НКО стремятся проводить мониторинг ситуации на местах, а также осуществлять экспертизу принимаемых властями решений. Через анализ эффективности решения общественных проблем реализуется идея гражданского контроля. Речь идет об инструментальной модели, которая подразумевает активное участие НКО на «выходе», то есть когда решение по какой-либо проблеме уже принято органами власти.
В России многопартийность является одной из важнейших основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. При этом основной задачей политических партий должна быть трансляция интересов, требований и запросов от общества к государству и преобразование их через политические институты и процедуры в форму принимаемых политических решений.
Политические партии взаимодействуют с главой российского государства как субъектом права законодательной инициативы, оказываются включенными в качестве институтов участия граждан в различные государственные структуры им формируемые.
Политические партии рассматриваются как институт гражданского общества, призванный содействовать органам государственной власти в борьбе с коррупцией.
В Указах Президента РФ о национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на соответствующие годы отмечается, что национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами «путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, ... и других институтов гражданского общества». Таким образом, партии призваны влиять на качество принимаемых законов, препятствовать принятию корупциогенных актов.
На территории России действуют следующие политические партии: Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия (ЛДПР), Справедливая Россия, Единая Россия и др.
Ценностная основа «Единой России» широка. В списке декларируемых политических ценностей значатся порядок, законность, благосостояние,ответственность, профессионализм, развитие, справедливость. В целом, «Единая Россия» формально занимает либерально-государственническую ценностную нишу в российском партийно-политическом спектре. В своих программных документах «Едина Россия» позиционирует себя как центристская сила[7].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Демидов А.И. Категория «политическая жизнь» как инструмент человеческого измерения политики. Полис. 2002. -№3. -с.157.
2. Смелзер Н. Социология. -М.1994. -С.48-51.
3.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М. 1986. -С.160-165.
4.Гидденс Э. Социология. -М. 1999. с.674.
5. Тихонова Н.Е. Россияне:нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства. Общественная наука и современность (ОНС). 2005. -№6. -С.36
6. Оффе К., У.К. Демократические институты и моральные ресурсы// Современная политическая теория/(Авт. -сост. Д.Хэлд). -М.: NOTA BENE, 2001. -С.237.
7. Ануфриева А. Специфика партийного механизма идеологической и мобильной поддержки властного курса в России. Власть.2010. -№12. -С.34

RSS Subscribe to Комментарии на сайте http://bekizhevasaida.ru/ by Email

Обновлено: 05.10.2018 — 04:41

Мета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

http://bekizhevasaida.ru/ © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных